> Журнал > Мастер-Классы > Изготовление домашнего мыла. Холодный и горячий способы.

Изготовление домашнего мыла. Холодный и горячий способы.

Виды творчества:   Косметика ручной работы

Вот я и добралась до своего блога, где хотела бы рассказать о способах изготовления своего собственного, домашнего мыла. Ведь так приятно, когда дома есть разнообразные вкуснопахнущие кусочки натурального, красивого мыла, созданного своими руками. Мыло для тела, для лица, для бритья, для детей, для бани, мыло-срабы, мыло на молоке, на пиве, и многое, многое другое в наших силах сделать своими руками.

НО! Не стоит забывать, что мыловарение - серьезный процесс, к которому стоит отнестись со всей ответственностью, как для того, чтобы не причинить вред здоровью, так и для того, чтобы получить заряд положительных эмоций, а не испорченное настроение.

Для того, чтобы изготовить мыло вам понадобиться некоторое количество необходимого оборудования, которое, замечу, должно использоваться только для приготовления мыла:
1. Старые газеты или клеенка, чтобы застелить место работы<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /?>

2. Бумажным скотчем я обычно обклеиваю места стыков, но это не обязательно.
3. Кухонные весы, электронные +- 1 грамм для отмеривания ингредиентов.
4. Стеклянная емкость, выдерживающая довольно большие температуры, например из лабораторного стекла, я лично пользуюсь графином из Икеи.
5. Кастрюля из металла или стекла для замешивания мыльной массы, только не используйте алюминий, он реагирует со щелочью.
6. Кастрюля большего размера для водяной бани.
7. Два лабораторных термометра, можно и один.
8. Блендер, правда мыло можно смешать и ложкой, но блендером все же быстрее.
9. Перчатки, например хозяйственные резиновые.
10. Ступка и пестик или кофемолка для смешивания и размалывания ингредиентов для мыла.
11. Маска или марлевая повязка на лицо, чтобы не вдыхать пары щелочного раствора.
12. Емкости и плошки для трав, отмеривания масел, и прочих потребностей.
13. Уксус, который нейтрализует щелочь, пригодится на всякий случай и в дальнейшем при уборке помещения.
14. Пара ложек или удобных шпателей для перемешивания и укладки мыльной массы в формы.
15. Текстильные полотенца, мне, например, удобно ими пользоваться.
16. Формы для мыла. деревянные, пластиковые, силиконовые и прочие, как вам нравится.
17. Что-то, чем можно проложить или смазать формы для дальнейшего извлечения готового мыла из форм. Я использую пластиковые уголки для прокладки квадратных деревянных форм. А пластиковые формы я не прокладываю ничем, готовое мыло и так прекрасно выходит из формы.

В общем-то, это все приспособления. Список может показаться очень обширным, но на самом деле, многие из вещей, от которых давно пора было избавиться на кухне, пригодятся для дальнейшего использования в мыловарении. Что ж теперь можно перейти к тому, из чего же состоит мыло.
Мыло - это натриевые соли жирных кислот растительных и животных жиров. В древние времена мыло изготавливалось с использованием жира животных и золы. Теперь же, когда есть способ получить щелочь химическим путем процесс изготовления мыла стал доступен в домашних условиях. Итак, для приготовления мыла нам понадобятся следующие ингредиенты:
1. Щелочь - едкий натр, каустическая сода, гидроксид натрия, все это одно и то же едкое вещество. Приобрести ее можно в Москве в магазине Лабтех, или в интернете. Щелочь должна быть марки ЧДА. Ее необходимо хранить вдалеке от влаги, в закупоренном контейнере, потому что щелочь впитывает влагу из воздуха и теряет свои свойства. А так же это ОЧЕНЬ ОПАСНОЕ вещество, поэтому стоит изолировать детей, мужей и домашних животных от даже самых мелких частичек этого вещества, а после приготовления мыла советую сделать влажную уборку с уксусной водой.
2. Растительные и животные жиры. Разнообразные масла оливковое, подсолнечное, ореховые масла, растительные воски, пчелиный воск (до 15% для твердости) и пр. Животные жиры, говяжий. свиной, гусиный, куриный жир, норочий и барсучий жиры. Лично я еще не пробовала варить мыло с животными жирами. Некоторые специалисты считают, что животные жиры способствуют аномальному развитию клеток организма, мне проще воздержаться от их использования.
3. Вода, питьевая, дистиллированная, отвары, молоко, пиво, вино, коньяк, соки - все это может быть использовано в приготовлении мыла.

Для приготовления простейшего куска мыла трех вышеуказанных составляющих будет вполне достаточно. Но обычно нам всегда этого недостаточно, мы хотим украсить мыло необычным цветом, для чего могут понадобиться:
4. Натуральные красители - глины, хна, травы, кофе, какао, индиго и прочие.
Так же можно добавить мылу свойства скраба, в чем тоже помогут и травы и глины и соль мелкого помола и прочие натуральные ингредиенты.
Еще мы часто любим, когда мыло пахнет, например:
5. Любимые эфирные масла помогут ароматизировать ваше мыло.

Давайте для начала поближе познакомимся с основными составляющими мыла. Для того, чтобы мыло получилось твердым, мягким по воздействию, с красивой пеной нам предварительно надо составить рецепт, в котором мы учтем все пропорции нашего будущего мыла. Естественно необходимо выбрать масла, которые будут основой нашего мыла. Каждое масло несет в себе определенные свойства, состав кислот, которые по-разному реагируют с щелочью. Реакция называется омылением. Так вот некоторые масла омыляются очень хорошо, например кокосовое масло, а другие имеют в составе много неомыляемых компонентов, например масло авокадо. Чтобы подобрать нужный состав для мыла стоит воспользоваться калькулятором щелочи. который поможет вам рассчитать необходимое количество щелочи и жидкости. Нужно только запомнить несколько вещей, для того, чтобы быстро составить нужный рецепт.
1. Superfat или Пережиривание - это то количество масел, которые не будут вступать в реакцию со щелочью, и останутся в мыле в качестве увлажняющих, смягчающих и ухаживающих составляющих. Для туалетных мыл процент пережиривания обычно составляет 5-8%, но я предпочитаю делать мыла с пережириванием 9 %, а в некоторых случаях до 15% (например, соляное мыло). Нужно иметь в виду, что чем больше в рецепте хорошо омыляемых масел, кокосового, например, тем лучше будет увеличить процент пережиривания. Например, при приготовлении соляного мыла, нам необходимо использовать большое количество кокосового масла, потому что омыленное кокосовое масло мылится даже в соленой воде, поэтому, чтобы мыло не сушило кожу стоит брать пережиривание не менее 10%. Но например для шампуневых мыл, в которых тоже используется много кокосового масла, воска жожоба, масла виноградной кости, лучше использовать не более 3% пережиривания, если рецепт для жирных и нормальных волос, тогда мыло будет обладать достаточными очищающими свойствами.
2. Вода, отвары, молоко - это разные жидкости, соответственно приготовление мыла различно в каждом случае. Советую это учесть и прежде начать с воды. Воду необходимо охладить, прежде чем добавлять щелочь, чтобы щелочной раствор не слишком нагревался. Так же необходимо выбрать количество воды в рецепте, оно может колебаться от 25 до 38%. При использовании масел, делающих мыло мягким, например виноградная косточка, большое количество касторки, стоит брать меньшую воду. При варке мыла из таких масел как кокосовое, пальмовое, какао, ши и пр. стоит брать большую воду, чтобы резать мыло было проще.
3. Масла.

Свойства отдельных масел и их типовой % ввода

Какао-масло добавляет мылу необходимую твердость и достаточно стабильную кремообразную ( но не "пушистую" ) пену при типовом вводе 5-10% , увлажняющее действие , при использовании нерафинированного придает приятный аромат.

Касторовое масло , помогает увеличить пену даже при незначительном намыливании , придает мылу кремообразное ( с пеной , как у шампанского ) качество , не добавляет твердости . Ускоряет появление "следа" . Типовой % ввода 5-8, возможно до 10 % , в шампуневое мыло - до 15%.

Оливковое масло . Обладает прекрасными увлажняющими и смягчающими свойствами . Отлично сочетается в рецепте с любыми маслами , особенно часто используется с пальмой , касторкой и кокосом.
Мыло с добавлением этого масла требует длительного ( иногда до 5-6 недель ) времени для затвердевания. Не создает "пушистой" обильной пены . По ощущениям , мыла из 100% оливкового масла липкие , вязкие , "сопливые" при намыливании ( т.н. кастильское мыло ) . Типовой % ввода - до 100%

Кокосовое масло придает мыло твердость и красивую белизну . Пена не очень стабильная , но образует большие , пушистый и легкие пузырьки. Для увеличения стабильности пены следует комбинировать в рецепте кокос с другими маслами , обладающими этим свойством. Добавка более 30% кокосового масла ( считается , что именно 30% дает наиболее шикарную пену ) придает мылу сушащие свойства , что должно быть скомпенсировано добавлением масел с увлажняющим действием. Типовой % ввода - 10%.
Мыло из 100% кокосового масла будет пениться даже в соленой воде , поэтому его называют "мылом моряков".

Абрикосовое масло придает мылу кондиционирующие свойства , типовой % ввода 5-10%.

Миндальное масло придает мылу увлажняющие свойства. Дает достаточно стабильную , но маленькую пену . Типовой % ввода - 5-10%.

Авокадо масло прекрасно масло для пережиривания за счет большого количества неомыляемых веществ. Подходит в рецепты для чувствительной кожи. За счет достаточно высокого содержания витаминов А , D и Е обладает питательными свойствами и продлевает срок годности мыла. Типовой % ввода 5-30%.

Рапсовое масло придает низкую , кремовую приятную пену . Уменьшает скорость появления следа . Отличное масло для изготовления сложных "свирлов" . Экономично . Типовой % ввода - 10-15%.

Кукурузное масло действует аналогично соевому или рапсовому. У людей с аллергией на кукурузу может вызывать проявления аллергических реакций. Типовой % ввода 10-15 %.

Хлопковое масло придает увлажняющие свойства и приятную , кремовую пену. Использовать с определенной осторожность , т.к. при производстве этого масла может быть использовано сырье , обработанное пестицидами.

Виноградной косточки масло придает мылу увлажняющие свойства . Типовой % ввода - 5%.

Лесного ореха масло придает мылу превосходные увлажняющие свойства , но из-за маленького срока годности его применение в мылах весьма ограниченно . Типовой % ввода 5-10%.

Конопли масло дает легкую , шелковисто-кремовую пену. Из-за относительно небольшого срока годности мыло , содержащее это масло рекомендуют хранить в холодильнике. Обладает прекрасными увлажняющими свойствами . Типовой % ввода - 10-15%.

Жожоба масло способствует наличию приятной , стабильной пены , обладает свойствами абсорбции и увлажнения , не подходит для изготовления свирлов . Увеличивает скорость появления следа. Типовой % ввода 5-10%.

Кукуй масло дает мылу приятную , кремовую , стабильную пену и увлажняющие свойства. Может быть использовано в рецептах мыл для облегчения симптомов экземы , псориаза , угревой сыпи. Типовой % ввода - 5-10%.

Сало дает супер-жесткий и очень белый кусок мыла с маленькой , кремовой , стабильной пеной. Некачественное сало может давать жирный след при пользовании мылом. Типовой % ввода 30-40%. При приготовлении холодным способом хозяйственного ( для прачечной ? ) мыла используют 100% сала при 0% пережиривания.

Пальмовое масло одно из лучших масел в производстве мыла , придает мылу твердость и богатую пену.
Традиционно сочетается в рецептах с оливковым , касторовым и кокосовым масло , образую твердое мыло с большим сроком хранения. Типовой % ввода до 30-35% .

Сафлоровое масло аналогично соевому или рапсовому , в мыло добавляет смягчающие и увлажняющие свойства . Экономично . Типовой % ввода 5-15%. Не слишком популярно в мыловарении.

Кунжутное масло придает мылу увлажняющие и кондиционирующие свойства. Обладает сильным , стойким характерным запахом , что несколько снижает его использование в больших % ввода.

Соевое масло дает маленькую кремовую пену , обладает увлажняющими свойствами , экономично . Типовой % ввода 5-15%.

Подсолнечное масло дает богатую кремовую пену , обладает свойством увлажнения , хорошо сочетается в рецептах с пальмовым и оливковым . Типовой % ввода - до 25%.

Говяжий жир дает супер-жесткий и очень белый кусок мыла с маленькой , кремовой , стабильной пеной. Обладает увлажняющими свойствами . Отличное , сбалансированное мыло дает сочетание говяжьего жира с кокосовым и оливковым маслом. Типовой % ввода - до 40%.

Пшеничных зародышей масло добавляет мылу антиоксидантных и питательных свойств ( за счет наличия витамина Е ) . Типовой % ввода - до 15%.

Рекомендации по типовому % ввода масел и целям использования из книги : "Making Scented Soap" by Linda Hamblen.

Стоит учитывать, что в стандартных рецептах содержание баттеров (твердых масел) рекомендуют порядка 60-65%, остальную часть составляют жидкие масла.

НО! Рекомендую вам попробовать самый простой рецепт кастильского мыла, которое состоит из 100% оливкового масла. Можно взять рецепт побогаче, 85% оливкового масла, 5% касторового масла, 10% масла виноградной косточки или авокадо для пережиривания. Стоит учесть, что мыла целиком из жидких масел требуют больше времени на вызревание на пару недель, в том случае, если мыло делается холодным способом.
Когда наконец-то рецепт выбран, мы можем приступать к приготовлению мыла.

Для начала необходимо все составляющие нашего рецепта поставить так, чтобы они все были под рукой.
Для начала подготовим щелочной раствор. В охлажденную воду, отмеренную на весах, аккуратно и медленно насыпаем необходимое количество щелочи и аккуратно размешиваем. ВНИМАНИЕ! Не вдыхайте пары, и откройте окно! Щелочь в воду, а не наоборот! Если вы решились приготовить мыло на молоке, его необходимо предварительно заморозить, потому что раствор на молоке нагревается очень сильно, чего не стоит допускать.
Когда раствор щелочи готов, нужно оставить его остывать. Лучше делать все манипуляции с щелочью в раковине, чтобы в случае пролития раствора не бегать с уксусом по всей кухне, а просто смыть его водой, заодно и трубы почистите ).
Далее необходимо отмерить нужное количество масел и поставить их на водяную баню. Сначала растапливаем твердые масла, если они есть в рецепте. Согласно нашему рецепту, мы подогреваем оливковое масло и касторку, а 10% масла авокадо или вин. косточки оставляем для пережиривание, используем его позже.
Когда масла нагреются, а раствор остынет до температуры в диапазоне 35-55 градусов, можно снять масла с бани и аккуратно влить щелочной раствор в масла. Температура масел и раствора должны быть приблизительно одинаковой. Когда данная манипуляция произведена, можем переходить к замешиванию мыльной массы.
Ложкой или блендером мешаем массу до появления следа или трассы. Интенсивное замешивание производится для запуска реакции омыления, которая содержит несколько стадий, и первая из них "трасса" или "стадия следа".

Стадия следа - это консистенция плотного пудинга, когда на мыльной массе ложкой можно написать что-нибудь смешное)) Довести массу до стадии следа занимает от 5 до 25 минут, зависит от состава масел в рецепте и температуры замешивания.

На данном этапе мы должны решить, каким способом будем готовить мыло: холодным или горячим.

Если мы выберем холодный способ, то уже на стадии следа мы вмешиваем в мыльную массу масло, оставленное в качестве пережиривания, травы, эфирные масла и красители, укладываем массу в формы и изолируем в теплом месте, например в подогретой заранее духовке, чтобы мыло уже в формах прошло следующую стадию "стадию геля", которая занимает несколько часов. проще оставить мыло на ночь, а через сутки или двое его можно будет достать из форм, оно уже затвердеет, и если нужно порезать и оставить вызревать в течение 4-6 недель в проветриваемом помещении, завернутым в пергаментную или вощеную бумагу, оливковое мыло вызревает на пару недель подольше. Важное замечание: мыло на молоке не стоит изолировать, оно само по себе войдет в гель, это повлияет на цвет мыла, чтобы сделать белоснежное молочное мыло надо избежать стадии геля, например, поставив формы с мылом в как можно более прохладное место. Вот и все стадии холодного способа изготовления мыла. Объясню смысл холодного процесса, его плюсов или минусов.
Достоинства:
1.Мыло, изготовленное холодным способом лучше сформовано, соответственно легче укладывается в формы и лучше выглядит в готовом виде.
2.В него можно добавить активы, которые не терпят высоких температур, например витамины, экстракты растений, отвары.
Недостатки:
1.Нужно дооооооооооолго ждать пока оно, наконец, созреет, потому что реакция омыления при таком способе происходит медленно для этого оно и вызревает, чтобы реакция прошла до конца.
2.Так же мы не может точно знать какие из масел останутся неомыленными, и какой именно компонент будет ухаживать за нашей кожей.

Если же мы выберем горячий способ приготовления мыла, то на стадии следа мы берем нашу массу и ставим обратно на водяную баню. Где при температуре около 60-65 градусов мы будем наблюдать реакцию омыления масел до конца. Весь процесс занимает где-то 2-3 часа. Массу нужно время от времени помешивать. чтобы не было комочков.
Здесь показана мыльная масса с замешанными в нее травами.

<?xml:namespace prefix = v ns = "urn:schemas-microsoft-com:vml" /?>

Сначала мыльная масса начнет затвердевать  как на следующей фотографии, может даже подниматься, это в порядке вещей. Просто перемешайте ее тщательно.

Через некоторое время мыльная масса войдет в "стадию геля", станет жидкой и как бы створожиться.

А после прохождения данной стадии наступит "восковая стадия" масса снова станет густой, но все еще створоженной и не будет налипать на ложку или к пальцам.
Вскоре масса начнет набирать нужную консистенцию, плотнеть, станет густой, блестящей и будто с мраморным или перламутровым рисунком.  После того, как вы увидите такую консистенцию можно произвести пробу на язык, если она не щипает, а ощущается просто мыльный вкус, значит ваше мыло почти готово. Необходимо быстренько подготовить добавки, эфиры и масло для пережиривания, и вмешать в массу, в кратчайшие сроки, масса при снятии с бани начнет быстро густеть. И, наконец, выложить в формы. Укладывать стоит поплотнее, чтобы мыло было ровненькое, хорошей формы и без пузырьков воздуха внутри. На следующий день мыло можно достать из формы и порезать на куски.
О плюсах и минусах процесса.
Достоинства:
1.Мылом можно пользоваться уже на следующий день, потому что реакция омыления прошла полностью и щелочи в мыле не осталось.
2.Масла добавленные в мыло обладают своими свойствами в полной мере, а так же мы точно знаем, какое масло будет ухаживать за нашей кожей.
3.На мой взгляд, оно приятнее и на ощупь и в использовании.
Недостатки:
1.Горячее мыло хуже формуется, отчего иногда не получается нужной формы, но можно снять с мыла фаску и получить замечательные аккуратные кусочки мыла. А из оставшихся срезок скатать очаровательные мыльные шарики))

Выше соляное мыло, а ниже готовое мыльце по предложенному мной в мастер-классе рецепту.

Несколько замечаний:
1.Соляное мыло и особо твердое мыло при любом способе изготовления необходимо резать, когда оно еще теплое, либо раскладывать в формочки, чтобы потом не разрезать, иначе оно превратиться в глыбу, которую вы потом не разрежете.
2.Так же соляное мыло при холодном способе изготовления обязательно должно пройти гель, лучше положить его минимум на 2 часа в разогретую духовку, оно необычно проходит стадию геля, вы ее не увидите, в итоге оно станет кипенно белым (если вы не добавляли туда разноцветные масла, красители или травы) и очень твердым.

Вот и все. Ваше мыло готово, или зреет.
Очень надеюсь на то, что данный мастер-класс поможет вам проявить свою фантазию и творческую натуру, для собственного удовольствия, а так же для удовольствия ваших друзей и близких.

Мастер-классы по теме

cообщений: 75
 
04.10.2009 15:13
СоглашусьСообщить модератору
Ой, спасибище большое! Лежит у меня все необходимое уже давно. А вот с духом собраться сварить никак не могла.
С Вашим мастер-классом зарядилась энергией, пошла готовить image
 
cообщений: 18
 
04.10.2009 19:33
СоглашусьСообщить модератору
Не за что ))
cообщений: 1
 
20.10.2009 19:19
СоглашусьСообщить модератору
Просто красотища!image
 
cообщений: 18
 
24.10.2009 00:36
СоглашусьСообщить модератору
Спасибо! Стараюсь image
 
cообщений: 865
 
24.10.2009 23:08
СоглашусьСообщить модератору
Спасибо за МК, очень интересно! Даже захотелось попробовать!
 
cообщений: 1
 
11.11.2009 13:17
СоглашусьСообщить модератору
Очень все понятно! Давно собиралась попробовать, обязательно это сделаю!
cообщений: 50
 
06.11.2010 20:02
СоглашусьСообщить модератору

Очень подробно, как раз для таких "чайников", как я. Спасибо огромное. Скажите, я вижу на фото металлическую посуду. Она не вредит мылу? Я читала, что нужно какую-то особую.

cообщений: 18
 
08.04.2011 00:11
СоглашусьСообщить модератору

Нельзя варить в алюминиевой.

cообщений: 78
 
16.11.2010 21:17
СоглашусьСообщить модератору

Спасибо за такое подробное описание!Чтоб я решилась на изготовление мыла {#}? Ни за что!!! Буду твердо стоять в рядах пользователей и аплодировать тем, кто решается на такой подвиг - изготовление мыла "с нуля"{#} Спасибо за то, что делаете мир чище {#}

cообщений: 1
 
12.01.2011 18:26
СоглашусьСообщить модератору

Подскажите,пожалуйста, сколько мне нужно взять масла , например, подсолнечного  и облепихового и NaOH, чтобы получить  примерно 200 г мыла. Так как кокосовое и оливковое приобрести сложно, а приготовить мыло очень хочется. Способ приготовления - горячий.

cообщений: 18
 
08.04.2011 00:13
СоглашусьСообщить модератору

В этом поможет калькулятор щелочи. Откройте, напишите ингридиенты приблизительно и в итоге получите вес. Не советую вам варить на облепиховом и подсолнечном. Подсолнечное имеет тенденцию к прогорканию и очень мягкое, облепиховое тоже мягкое, и очень дорогое. ИМХО. Нужно пальмовое масло или кокосовое, в крайнем случае сварите на чистой оливке. Так же думаю нецелесообразно варить 200 граммов. Ошибетесь на грамм испортите продукт. Варите килограмм. Там ошибки в граммах не так сильно отражаются на формуле.

cообщений: 114
 
02.02.2011 17:05
СоглашусьСообщить модератору

Спасибо{#}

14.03.2011 21:25
СоглашусьСообщить модератору

Огромное спасибо, все расписано до мелочей. Все стало ясно!!!!))))

cообщений: 6
 
29.03.2011 02:42
СоглашусьСообщить модератору

Большое спасибо! Давно хотела узнать почему на вид мне нравится мыло холодного  способа изготовления, а по ощущениям -  лучше горячего! image

cообщений: 18
 
08.04.2011 00:17
СоглашусьСообщить модератору

На вид холодный лучше, потому что его легче формовать. Кстати, вопреки распространенному мнению, мне больше нравиться горячее мыло. Оно как-то вкуснее что ли!

cообщений: 18
 
08.04.2011 00:15
СоглашусьСообщить модератору

Спасибо.

12.05.2011 14:40
СоглашусьСообщить модератору

дорогая Мыльнянка! сегодня впервые варила мыло "с нуля" и горячим способом. на бане простояло 3 часа, а такой красивой и чистой "стадии геля" я так и не увидела. пробовала, может быть и щиплет, но как мыло. короче разложила по формам, все прекрасно застыло. теперь вот не знаю, омылилось ли все до конца, или оставить на пару недель дозревать? подскажите!!!!

cообщений: 18
 
19.09.2011 22:12
СоглашусьСообщить модератору

Извините, я очень не часто стала сюда заходить очень мало времени.Чистота стадии геля еще зависит от состава масел в рецепте, так что не она по сути всегда разная. Если язык не щипало, то скорее всего оно омылилось. Главное увидеть окончательную нужную консистенцию. Помните у нас были такие игрушки "лизуны" их бросали об стенку они расплющивались а потом сползались опять. Вот консистенция готового мыла примерно такая же и внутри как будто перламутр.

В любом случае если мыльце вылежится пару-тройку недель из него испариться лишняя влага, оно будет более твердым и экономичным. Ему не повредит. Если сомневаетесь дайте отлежаться, мыло ведь как вино ))

15.06.2011 15:42
СоглашусьСообщить модератору

Уважаемые мыловары! Участвуйте в конкурсе с ценными призами и подарками! Конкурс проводит магазин Мир Мыла mirmila.ru. На сайте магазина, слева, внизу есть ссылка на форум. На этом форуме сейчас проводятся аж два конкурса. Участвуйте и получайте призы!

22.01.2012 22:35
СоглашусьСообщить модератору

это смый доходчивый и подробный мастер-класс о мыле с нуля, который я тут видела! спасибо Вам огромное, утащила в Избранное, буду практиковаться на досуге! а какой калькулятор Вы посоветуете?

cообщений: 304
 
22.03.2012 13:27
+1
СоглашусьСообщить модератору
На мой взгляд, самый простой и удобный в использовании калькулятор "Волшебное касание" - все в нем очень понятно!
 
cообщений: 18
 
05.06.2012 14:35
СоглашусьСообщить модератору

На счет калькулятора, да, я тоже пользуюсь Волшебным касанием, иногда считаю вручную по формулам омыления. Лучше всего для новичка, конечно, 1-й вариант, когда будете разбираться, будете понимать, что делает калькулятор за вас ))

cообщений: 18
 
05.06.2012 14:36
СоглашусьСообщить модератору

Спасибо огромное. Мне как раз такого мастер-класса не хватало, когда я начинала. Поэтому разобравшись досконально, решила написать такой маленький FAQ, чтобы все было в одном месте. Рада, что Вам понравилось!