Антикварные куклы в рекламе и фотографиях, или В черной-черной комнате
Дорогие мои Ку-ку и все, заглянувшие на огонек!
Эта запись - выполнение обещания написать про рекламу кукол, данное Татьяне (
Рекламы старинной - очень много, а вот кукольной, именно старинной, а не более поздней, винтажной, - очень мало. И это легко объяснимо - до середины 19 века массового производства кукол не существовало, их делали из фарфора в единственном экземпляре для конкретного заказчика. Но часто случалось, что такие куклы даже в аристократических семействах детям не давали в руки:) - или давали очень редко. Они стояли в стеклянном шкафу и были украшением интерьера.
Во Франции в начале 19 века стали создавать Пандор, фарфоровых кукол 35 см в виде взрослой женщины, у которых был полный гардеробом, начиная от нижнего белья и кончая аксессуарами, косметикой и парфюмерией - и все по последней моде. В России матери выписывали из Парижа таких кукол не только для девочек, но и для себя - чтобы одеться в соответствии с французской модой. Эти куклы по сути были заместителем модных журналов - и поэтому, когда такие журналы мод стали очень популярны и относительно доступны по цене - в 1860-х годах исчезли:
На смену Пандорам пришли так называемые Парижанки:
Позже появились будуарные куклы - для взрослых девочек и украшения их будуаров, которые создавались из текстиля, а их головки расписывались вручную:
Интересно, что до изобретения механизма "закрыватия глазок" были так называемые двуликие и даже трехликие куклы со специальным устройством, при этом каждое из лиц выражало "разные эмоции" - например, радость, плохое настроение, улыбку.
Словом, эксклюзивные вещи рекламы не требовали. Однако изредка все же попадается их старинная реклама, но на меня она наводит легкий ужас:
Если и встречается реклама симпатичная и "гламурная", то она посвящена аксесуарам и мебели для игрушек - как на этой журнальной рекламе кукольного домика 1894 года:
Зато открыток детей со старинными куклами - море. Причем некоторые опять же - жутковатые:
Зайчика вставила из-за жути:) - он, конечно, не открытка:)
Последняя открытка с совершенно роскошной куклой и третья сверху напоминают мне детскую страшилку про черную-черную комнату, в которой жила кукла с черным пятном на ноге, из которого потом кто-то выбрался. Не помните? Думаю, что именно одна из таких кукол была главной героиней нашей
Кстати, замечу, что категорически НЕ правы те родители, которые боятся читать детям жуткие сказки - если они народные или написаны добрым человеком, то в них непременно хороший конец - таким образом в ребенка в детстве еще закладывается уверенность в том, что любые препятствия и страхи надо уметь преодолевать - и все будет хорошо. Есть даже специальный метод лечения - сказкотерапия.
Знаменитые иллюстрации Г. Доре к "Красной шапочке"
Еще в начале 20 века психологи отмечали тягу ребенка к страшным сказкам. Так, например, описан и стал «классическим» случай: трехлетняя девочка при первом знакомстве со сказкой «Красная Шапочка», где, как известно, страшный волк съедает и саму Красную Шапочку, и ее бабушку, очень испугалась, но через некоторое время родители обнаружили неподдельный восторг, который малышка проявляла при рассказах и расспросах о сером волке.
Но вернемся к открыткам - викторианские куклы были и с вполне симпатичными личиками. Например, вот такие:
При почти полном отсутствии кукольной рекламы, самих кукол активно использовали в рекламе других товаров. Например, в рекламе шоколада - обратите внимание, это целая серия кукольной рекламы шоколада одной марки:
А вот эта реклама с несчастной куклой, поставленной на колени - на горох, надо полагать:) - "в угол" - кажется мне слегка садистской - посмотрите, девочка с аппетитом уплетает свой бутерброд с шоколадным маслом и словно говорит кукле: "А тебе не дам!":
А тут сразу и не поймешь, что девочка - живая!!! - сидит в домике-театре, а ее зрители куклы:
А начиная с 1920-х годов реклама кукол - море, и она становится похожа на современную. Даже слоганы вполне узнавамы - например, как на этой рекламе - "Какая маленькая девочка станет моей мамой?":
Реклама 1939 года:
А это реклама игрушечных колясок 1962 года:
Закончить же хочу ретроспективой кукольных:) антикварных духов -
Рубеж 19-20-х веков, высота бутылочи 3,5 см
Конец 19 века
Туалетная шкатулка для ппоездок для куклы. Конец 19 века
Сенреюряный туалтный набор для кукол. Последняя треть 19 века