Мезенская роспись. Дудлинг древней Руси
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Разные виды творчества, Дизайн и декор интерьера
Подруга, увидев мои работы в стиле дудлинг, заметила, он очень напоминает мезенскую роспись, которой она увлеклась в последнее время. Вдохновленная рассказом приятельницы, я решила не только больше узнать об этой росписи, но и поработать в этом стиле. Процесс оказался очень увлекательным. Так в мою жизнь ворвался табун замечательных ярких лошадок. Первая работа была выполнена маркером и фломастерами на бумаге.
Ну чем не дудлинг?
Возможно, прочитав эту статью, кто-то откроет для себя новые возможности в творчестве.
Итак, немного истории. Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Первые найденные образцы датируются тем же временем, что древнегреческие амфоры.
Традиционно в работе использовались только два цвета— красныйи чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились. Есть еще одна интересная особенность: всю работу выполняли мужчины, в наше время ею больше занимаются женщины.
Мне кажется, что интересно было бы, используя мотивы мезенской росписи, поработать с помощью разных материалов, но придерживаясь традиционной цветовой гаммы и элементов орнамента.
У меня возникло желание расписать в этом стиле небольшой участок стены в деревянном доме. Я бы выбрала для работы акриловые краски. Интересно будет смотреться вышивка с мезенскими мотивами.
Особо хочется сказать о самом орнаменте, который представляет собой иероглифическую письменность, имеющую как свою историю, так и свое развитие.
Символика претерпела некоторые изменения в связи с распространением христианства на русском севере: некоторые символы перестали использоваться, зато появились новые. Изображения писали на дереве, бересте и коже клюквенным соком и сажей. Отсюда традиционная черно-красная гамма. Роспись читается снизу вверх. Состоит из трех ярусов, разделенных поясами: подземного, земного и небесного, ограничивающие пояса и замыкающая все три яруса окантовка символизирует охрану свыше. Например, некоторые символы обозначались так: Лед — три ломаные линии наподобие ступенек, Юность — изображение ростка: двойная завитушка и красный бутон над ней, Дом — символ, похожий на палатку или шатер, Море — волнистая красная линия, а под ней повторяющая ее тонкая черная, Изобилие — палочка с двумя завитушками сверху, Лето — двойной квадратик с цветочком внутри.
Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи:
- красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу;
- оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле;
- уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту;
- ёлочки — олицетворение мужской силы, новой жизни.
- мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира;
- в росписи присутствуют маленькие, но очень важные элементы, которые символизируют и вселенную, и ветер, и звезды…
Иллюстрации взяты из статьи «Традиции. Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента».