Предисловие.
Эта статья - экскурсия в мастерскую, в процесс, в этапы создания от чистого листа до воплощения.
Рассказ о том, как появляются мои работы, как и что делают руки, как из маленького эскиза, из почеркушек, заметок на полях, зыбких образов и большого желания - рождаются маски.
Часть первая - эскизная.
Всегда по разному. Иногда множество листов в карандаше, иногда два три и уже видно что и как, иногда подробный, с удовольствием прорисованный в деталях, а бывает что и вовсе не требуется эскизов, в этом случаее моё воображение удерживает законченную работу на протяжении всех этапов. Одним словом, никаких ограничений! :)
Эта маска просила подробный эскиз.. тонко проработанный, акварельный, детальный. Она близка к классическим немного. Необходимо было максимально грамотно решить цветовые соотношения и гармонию активных частей + композицию, весьма смелая форма - размах крыльев: около 90 см в горизонтали, однако..
После окончателтьного определения со всеми деталями, нюансами, размерами - подготовка планшета, материалов, кистей, красок, клеёв, лаков, патин, бумаги..и.т.д и т.п.
Часть вторая - скульптурная.
Трудоёмкий и очень важный этап, потому что от формы многое завит, тем более, когда эскиз подробный, чёткий, и отступать от него не хотелось бы. Необходимо слепить форму с учётом всех высот, углублений, учесть гладкости и неровности, +- просчитать на сколько увеличиться тот или иной участок. Да, тут только опыт, сын ошибок трудных...
Вот форма готова, теперь можно переходить к следующему этапу.
Часть третья - бумажно-клеевая.
Папье-маше. Самое простое, самое классическое. Итальянцы (венецианские), когда создают тираж, поступают чуть иначе, используют гипсовые формы. Я работаю без тиража, поэтому каждый раз форма и образ новые. А технология маширования всё та же, самая надёжная. Каждый кусочек бумаги наклеевается отдельно, никакой пасты, и заменителей. Мой опыт показал, что так исключается деформация в последствии, она конечно неизбежна, но минимальна.
Далее сушка. Доклейка, сушка ещё раз, уже длительная.
И теперь можно шлифовать. Это трудоёмкий процесс, и требует физических усилий, конечно. Только в ручную!
После шлифовки, на места которые требуют большей гладкости наносится шпатлёвка, сушиться и шлифуется вновь.
Теперь можно приступать к мелкой деталировке, или переходить к следующему этапу.
Часть четвёртая - грунтовая.
Пропитки и грунты - это очень важно. Под краски, в зависимости от идеи.
Нанести, просушить, шлифовка, опять грунт, сушка, шлифовка.... о, да.. столько, сколько потребуется.
Часть пятая - живописная.
Теперь живопись. Эта маска темперно-акварельная. С подробным эскизом работать удобно. Но кое-что я заменила, в процессе стало видно, что одна часть головного убора вылетает, и смотрится как-то вяло. Лишнее убрала, кое-что добавила. Гамма стала - активнее, насыщеннее. + патины под старое стёртое золото, + тонировки.
После основных тонов, деталировок, патинирования и имитаций перехожу к самой мелкой живописи и доработкам.
Часть шестая - оборотная.
Завершающий этап. И там же и шлифовка , крепления и подпись, пропитка, сушка, шлифовка, грунтовка, сушка, тонирование, сушка, шлифовка и наконец лакировка с двух сторон. Возможны сочетания лаков, в зависимости от идеи.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ -ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.
100% готовность. Вот она.
Ну а дальше следующая часть - эскизная...
****
Эта статья не является мастер классом, но я надеюсь, быть может она вдохновит вас на творческие поиски или создание работ по своим технологиям.
Эта статья моя маленькая ода выбранной профессии, возможности воплощать задуманное и счастью жить в творчестве.
p.s. К сожалению, я не смогу вести дискуссию о том "как, из чего, зачем это сделано", быть может позже, я напишу мк или у меня появиться время преподавать, но пока увы. Благодарю за понимание, коллеги.
Желаю вам творческих находок и вдохновения!
С уважением,
Надежда.