Веджвудский фарфор - в Эрмитаже и у нас дома
Веджвуд - одно из моих любимых слов в этом магазине. Я люблю веджвуд. Я люблю пить из него кофе и чай. Я люблю носить его на шее и на пальцах. Я люблю смотреть на него на выставках в Государственном Эрмитаже. Я люблю это слово - оно само по себе немного шершавое как яшмовый фарфор, оно рельефное как голова богини на голубизне фарфора, оно очень английское и благородное как все на чем оно стоит.
Размещаю историческую справку о веджвудском фарфоре. Я просто хочу, чтоб этот рассказ тут висел - чтоб и самой не забывать эту 250-летнюю историю своих любимых украшений и чашечек.
Керамика британской фабрики Wedgwood почти два с половиной столетия считается эталоном качества. Ее лучшие образцы — фарфор и фаянс элегантной формы с тончайшими стенками и строгим рисунком — признаны подлинными произведениями искусства. Они украшают собрания музеев, в том числе Эрмитажа и Петергофа, и являются предметом гордости состоятельных частных коллекционеров. Заказчиками веджвудской посуды в разное время были многие королевские семьи Европы и прочие высокопоставленные особы. В числе ее именитых ценителей — российская императрица Екатерина II, заказавшая фабрике 952 столовых предмета с видами Англии.
История веджвудского фарфора началась в 1759 году, когда потомственный английский керамист Джозайя Веджвуд открыл собственную фабрику. К тому времени он успел приобрести немалый опыт, начав работать в мастерской старшего брата в девятилетнем возрасте. В детстве Веджвуд перенес оспу, последствия которой позднее вынудили врачей ампутировать ему ногу. Мастеру было трудно самому работать за гончарным кругом: возможно, именно поэтому вместо изготовления посуды он занялся ее изобретением и разработкой новых технологий росписи. Изучение книг по керамике и собственные эксперименты помогли ему разработать новые составы глины, а также способы ее окрашивания и закалки. В 1750-х годах Веджвуд начал работать вместе с Томасом Уилдоном, лучшим английским керамистом того времени. Вскоре появилось одно из главных его изобретений — изысканный кремовый фаянс, покрытый тончайшей глазурью. Такая посуда удостоилась титула «королевская»: мастеру стала покровительствовать английская королева Шарлотта, по достоинству оценившая красоту его изделий. Основав поселок с экзотическим для Англии названием Этрурия и разместив в нем фабрику керамики, Веджвуд продолжил свои опыты и создал уникальный керамический материал «черный базальт» на основе египетской глины. Из него стали изготавливать вазы, подсвечники и различные декоративные изделия, напоминающие своим внешним видом античную бронзу. В это время родилось, пожалуй, главное творение Веджвуда — яшмовый фарфор (джаспер), соединивший в себе прозрачность и «воздушность» с удивительной прочностью. Посуду из джаспера чаще всего окрашивали в бледно-голубой, светло-зеленый, сиреневый и черный цвета. Как правило, ее украшали белыми рисунками и рельефами в классическом стиле. Самым знаменитым изделием из яшмового фарфора стала копия «Портлендской вазы» I века, найденной при раскопках в Италии. Веджвудский фарфор надолго вошел в моду и до сих пор пользуется огромной славой. Дело мастера передается из поколения в поколение. Сегодня компания Wedgwood выпускает самую разную посуду и украшения из фарфора для взыскательных покупателей, постоянно подчеркивая их традиционное качество.