Сказка про Завтра/Философия Кукольника
Кукла смотрела на него с газетной страницы и улыбалась. Ее странный взгляд следовал за ним повсюду: даже в соседней комнате он ощущал его притягательную силу.
- Да уж, - с грустью думал Сашка, - уж у этого ангела есть всё, чего мне так не хватает. Он сильный, опытный, мудрый, надежный; он знает всё на свете и способен объяснить любые поступки и найти выход из любых ситуаций. Не то, что я – неудачник.
Под фотографией куклы изящными легкими буквами был набран заголовок «Выставка кукол в Доме-музее». В тексте коротко сообщалось, что в течение целого месяца в музее будет проходить выставка кукол местной Художницы.
- Сидит какая-нибудь тетка и кукол шьет, - почему-то с неприязнью подумал Сашка. - Тоже мне, кукольница!
Спал он беспокойно, ему снились странные просторные поля, огромное распахнутое небо и слышался шелест крыльев. Сон куда-то манил, притягивал, звал; а куда – не объяснял. Наверное, поэтому Сашка проснулся еще грустнее обычного, нервно выпил кофе и неожиданно для себя решил сходить на выставку и просто посмотреть на эту куклу, которая вчера так растревожила потаенные уголки его души.
В музее было тихо и спокойно, раннее воскресное утро никак не способствовало притоку посетителей и без того маленького провинциального городка. Куклы стояли на темных кубах, обклеенных фактурной бумагой, отчего каждая выделялась, сияя своим особенным светом. Сашка задумчиво шел по периметру большого зала, сам того не понимая, он искал. Искал эту странную, загадочную куклу из газетной статьи. И как-то внезапно, чуть не споткнувшись от неожиданности, он вдруг увидел Его – стоявшего отдельно от остальных работ, на высоком кубе, так, что получалось, будто Ангел смотрит на тебя сверху вниз и оценивает, примеряется, решает про себя какие-то ему одному ведомые задачи.
Вживую он оказался еще лучше: в черно-белой газете не было видно выражения умных глаз, неярких красок одежды, не различались темные крылья, не читались изящные руки с тонкими длинными пальцами. Руки поразили Сашку, он подошел ближе, наклонился, и ему показалось, что от Ангела исходит какой-то теплый и родной запах, как будто чего-то знакомого, далекого, детского. «Если наступит Завтра» - прочитал Сашка на табличке. Странное название, - успел подумать он и вдруг понял, что без этой куклы уйти домой он не сможет. Пытаясь отделаться от навязчивого ощущения и представляя ее астрономическую стоимость, он спешно направился к выходу, злясь на самого себя и свои чувства. И вдруг в углу зала, за круглым столиком он увидел молодую девушку. Она спокойно сидела, не обращая внимания ни на что вокруг и лепила. Сашка подошел ближе и замер, не рискуя нарушить тишину. Под тонкими изящными пальцами постепенно появлялось лицо новой куклы. Пальцы казались странно знакомыми и такими же притягательными, как … пальцы Ангела.
- Неужели это и есть та тетка – Художница? – удивился про себя Сашка. А потом кто-то хрипло сказал его собственным голосом: - Девушка, я хотел бы приобрести куклу. И Сашка удивился еще больше.
Девушка подняла голову, улыбнулась, отложила незаконченную работу и сказала:
- Давайте вы покажете, кого выбрали. И кто выбрал вас.
Возле Ангела они остановились, и девушка начала изучающе и задумчиво разглядывать Сашку, словно прикидывая, а достоин ли он того, чтобы унести эту куклу с собой. Сашка занервничал, чувствуя себя неуютно, как на выпускном экзамене, и почему-то захотелось оправдаться, убедить хозяйку в том, что он сможет, что он заслужил…. Но чего? Этого Сашка понять не мог. А Художница между тем озвучила цену, которой он ожидал и боялся – это была сумма, равная его зарплате за три месяца. Деньги нашлись очень быстро, как-то кстати вернули старый, давно забытый долг, и уже вечером Ангел стоял посреди кухонного стола и смотрел на Сашку и его жилище.
- Куда же тебя поставить? – пытался сообразить Сашка. И места-то подходящего нет. Художница особенно подчеркивала тот факт, что кукла должна быть защищена от солнечного света, перепада температур, но в то же время быть «активным элементом интерьера», а еще она утверждала, что иногда «под куклу» обставляют комнаты и целые дома. Внезапно Сашка взглянул на свой дом глазами Ангела, если можно так сказать. Грязные окна, какой уж тут солнечный свет. Неубранная постель, немытые чашки, какой-то бумажный мусор на полу, - ему стало так стыдно, что он немедленно взялся за уборку, и вскоре квартира засияла умеренной чистотой.
Потом ему показалось, что просто поставить Ангела на стол – не очень удобно для работы такого уровня, и Сашка вспомнил, что когда-то неплохо увлекался разными деревянными поделками, достал свои инструменты и за день смастерил стеллаж. Конечно, руки сопротивлялись, не слушались, - все-таки десять лет уж прошло, но стеллаж получился в меру добротным. Когда высох лак, Ангел занял свое место в углу комнаты.
Работая, Сашка старался не думать о странной хозяйке кукол, но как только он вышел на улицу, ноги сами повели его к зданию музея, и сам того не понимая, он уже стоял возле круглого столика и затаив дыхание смотрел, как на свет появляется очередная кукла. Уже ждали своей очереди руки и ноги, голова (вроде молодого парня) лежала в контейнере, закрытая от пыли. А Кукольница все так же спокойно продолжала свою работу. Столик был весь покрыт кусками ткани, из которых она деловито кроила брюки и рубашку. Сашка подметил одну особенность: куклы потихоньку исчезали со своих постаментов, то там, то тут образовывались пустые места; а из зала уходили люди в обнимку с большими коробками и удивленными глазами. Казалось, они сами не понимали, как это вдруг купили куклу, почему именно одна работа из всех заставила замереть и осознать, что уйти можно только с ней. Какие струнки души задела, какие воспоминания вызвала, какие желания разбудила.
Сашка ходил в музей каждый вечер, после работы, в течение всего месяца. Он даже стал оставлять свою машину возле подъезда, чтобы не спеша пройтись пешком. Чувствовал он себя теперь намного увереннее, казалось, Ангел придал ему сил и целеустремленности. Он все чаще мастерил из дерева фигурки животных, стеллажи, полки, шкатулки, - дарил соседям, вызывая радость неожиданным поступком. Как-то раз, посмотрев на Ангела, Сашка решительно достал заброшенные под диван гантели и опять начал заниматься, а по вечерам они вместе читали интересные и умные книги.
В последний день выставки Сашка привычно замер возле круглого столика. На нем стояла готовая кукла – молодой человек, уверенный в себе, надежный, веселый, такой смелый, что это можно было прочитать на его лице, с вихрами волос, растрепанными ветром, с гитарой за плечами и распахнутым воротом рубашки.
- Интересно, а куда я засунул свою гитару, - внезапно подумал Сашка. – И рубашка у меня была когда-то точно такого цвета.
- Ну как, узнаете? – пытливо посмотрела на него уже такая родная Кукольница.
- Это… я… - удивленно прошептал Сашка. – Но я же совсем не такой, я робкий, тихий, да я уж забыл, когда гитару в последний раз в руки брал. Он присмотрелся еще внимательнее: сомнений не было, перед ним стояла его копия, только тот парень нравился ему гораздо больше, и Сашка неожиданно понял, что изо всех сил будет стремиться вернуть себя прежнего, такого веселого и надежного; что жизнь только начинается; что завтрашний день будет в сто раз лучше всех прежних; что сама судьба привела его в этот сказочный кукольный мир, да и много чего еще, что как оказалось, лежит на самой поверхности.
- А можно научиться лепить кукол? Или это доступно только избранным? – спросил Сашка Кукольницу и впервые смело посмотрел ей в глаза. И в ее сияющих глазах он вдруг увидел себя, как две капли воды похожего на свое кукольное воплощение, и Сашка внезапно счастливо подумал, что вместе с Кукольницей они смогут слепить любую судьбу, стоит только захотеть.
А мудрый Ангел улыбался на своем постаменте и с радостью дарил им новый завтрашний день.
Сказка посвящена моей кукле "Если наступит Завтра", которая ушла в новый дом оберегать новую Хозяйку - мэра нашего города Н.