О мастер-классах, критике и злобных профессионалах
- Рубрика: История рукоделия
- Виды творчества: Разные виды творчества, Do It Yourself / Сделай сам
«Репутация — нешуточное дело, её и за деньги не купишь. Она как зёрнышко — посадил в горшок, поливай, удобряй, оно и растёт. Год, другой, третий. Год, другой, третий»
Людмила Улицкая «Цю-рихь»
Из общения с мастерами в
Профессионально-критические комментарии — ещё более сложная тема.
Но об этом нужно говорить, чтобы появлялось всё больше полезных и подробных мастер-классов, чтобы избежать ошибок начинающих и поднимать репутацию ручного труда.
Про одобрительно-лирические комментарии всё понятно. О них даже и говорить не имеет смысла. «Ой как мило, симпатично». Сплошь сироп, мёд, варенье и мармелад.
Присмотритесь повнимательнее — все эти ми-ми относятся не столько к самому технологическому процессу, как основному в мастер-классе, сколько к готовой вещи — зайчик, улитка, юбочка, дощечка и т.д.
То есть оценка исключительно эстетическая и относится она к заключительной фотографии — посмотрите, что у нас получилось!
Если же вы читаете и смотрите действительно хорошие мастер-классы, то и комментарии там будут соответствующие.
Тональность другая — «Мастер-класс на высшем уровне, подробный и понятный. Огромное Вам спасибо!», «Потрясающий мастер-класс! Подробный, качественный, интересный».
И вопросы, если они есть, носят консультационный характер — автора просят уточнить разницу в материалах или техниках, или ещё раз объяснить что-то или уточнить — чем можно заменить какой-то материал.
Чувствуете разницу, да?
***********
А что, собственно, такое критика, применительно к мастер-классам?
Боюсь, что многие не очень хорошо понимают, что это значит.
Под критическими комментариями обычно понимают любую, подчёркиваю, любую фразу или предложение, не содержащее фразу «как мило».
Всё! Если в комментарии нет слов «мило-красиво-симпатично и т.д», а есть вопрос «Скажите, почему вот в этом месте вы делаете вот так, хотя по правилам...?» и дальше вопрос по существу, то автор занимает глухую круговую оборону и на все вопросы отвечает «А мне так нравится. Я так вижу. Это моё вИдение».
Ок! Нравится — это здорово! Я и сама делаю работу так, чтобы она мне нравилась.
Но! Давайте разбираться.
«Нравится» — категория исключительно лирическая и весьма субъективная.
Например, мне нравится картина Пикассо, а кому-то не нравится, мне не нравится кино про космических пришельцев, а кому-то нравится.
В данном случае это «нравится-не нравится» никому и ничему не мешает.
Картина висит на стене — не нравится, не вешай, кино в кинотеатре — не нравится, не смотри.
И это «нравится» никоим образом не влияет на качество готового изделия.
Приведу пример, из разряда абсурдных, чтобы было совсем уж понятно: приходит ко мне заказчик — спецназовец, и ему нужно сделать комплект снаряжения: рюкзак, разгрузку, подсумки и т.д. И вот я делаю ему весь этот комплект из ткани и материалов, которые «мне нравятся» — в магазине покупаю красивый хлопок для пэчворка с принтом «листочки-веточки» и такие же ленточки с листочками-веточками. Ткань красивая и в лесу будет смотреться замечательно :) В итоге «Красиво получилось. Мне так понравилось».
Как вы думаете, в каких выражениях я услышу мнение бойца спецназа на все эти «листочки-веточки»? И почему? И придёт ли он ко мне в следующий раз? И направит ли ко мне своих друзей?
А всё потому, что в работе не были учтены эксплуатационные требования к изделию! В лесу, по кустам, при десантировании с вертолёта, с общим весом снаряжения 45-55 кг, ткань для пэчворка и всякие ленточки-бантики выдержат?
Так почему же в многочисленных мастер-классах основной ответ «мне так нравится» на замечание о технологических нарушениях и несоответствиях?
Тем более, что мастер-класс — это обучающий материал.
То есть, гипотетически, если кто-то захочет повторить всё в точности, как в мастер-классе, то после недолгой эксплуатации нашей вещи, о, ужас! Что-то треснуло, порвалось, протёрлось, вздулось, пожелтело и, вообще, отвалилось!
Это говорит о том, что нарушена технология изготовления.
То есть, речь идёт о потребительских характеристиках вещи, а не эстетических и художественных! И никакое гармоническое сочетание цветов в данном случае не спасёт нашу репутацию.
****************
- Так вот как раз об этом мастера с богатым опытом, с профессиональным опытом и даже с корочками пытаются достучаться до авторов мастер-классов, об этих нарушениях и говорится в критических комментариях!
- Как раз к технологическому процессу, описанному в мастер-классе и обращены самые конкретные вопросы, которые нравятся далеко не всем. А вовсе не о цветочках, рюшечках и бантиках, как кто-то хочет это представить.
- И как раз в комментариях-то и раздаётся скрежет доспехов, звон мечей, в общем, самые жёсткие бои идут по технологическим вопросам.
****************
А что же такое, собственно, эта самая, ненавистная и противная технология и технологическая последовательность?
Смотрим словари:
Технология (от древнегреческого — искусство, мастерство, умение; — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия…
В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология — (от греч, techne — искусство и logos — слово, учение) — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления»
Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология — практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности»
****************
Внимательные читатели, конечно же, обратили внимание, что самые бурные обсуждения идут в сообществе декупажников и
Оно и понятно.
Материалов огромное количество и разнообразие, приёмов и технологий тоже немало.
Проблема в том, что эти технологии нигде не записаны, как учебники «под редакцией такого-то».
Поэтому и идут баталии кто правее, кто умнее.
А правее к счастью тот, кто уже набил шишки своего опыта.
И также правее, к сожалению тот, кто умеет громче кричать.
Я не очень хорошо знаю технологический процесс этих двух техник.
Но! Достаточно подключить логику и немного подумать.
Вот смотрите: есть разные материалы, и у них у всех разные химические составы и разные свойства.
Акриловые и масляные краски, лаки на водной основе и нитро — все они разные и смешивать их в одно работе нельзя или можно, но очень осторожно.
Шерсть, шёлк, разные волокна — тоже ведут себя по-разному и это тоже нужно учитывать.
Каждый может идти своим путём в работе над вещью, но свойства материалов, их взаимодействие друг с другом нужно знать обязательно.
Не знаешь — спроси,
Идём дальше.
Хоть у швейников и учебники есть, и профессий в швейной отрасли существует немало, и дипломы государственного образца и запись в трудовой книжке, да и дипломы курсов кройки и шитья при ссср тоже были ого-го — учили там на совесть — баталии в комментариях тоже не детские.
Тоже вроде бы всё должно быть понятно — комментарии пишут те, кто знает.
О! Ответы на такие комментарии заслуживают отдельного внимания «Ну да, зашла я к ней в магазин, а у неё одни куклы/мишки/сумки (нужное подставить) и она мне ещё говорит, как мне шить».
Так то, что представлено в магазине, это всё же хобби, то есть для отдохновения души и далеко не показатель всех умений Мастера.
А те, кто сейчас такие злобные профессионалы, учились не один год и не только по учебникам — работа, заказчики, план, сдельная з/п, в ателье старые мастера учили «мама не горюй», в выражениях не стеснялись, да и на производстве мотористки тоже не постесняются — выскажут тебе всё, что думают.
Если не сломаешься, будешь учиться — из тебя вырастет Мастер.
Если нет — уйдёшь из профессии.
****************
Выводы.
Да да, такие вот выводы в середине публикации:
- профессионально — критические комментарии в большинстве своём относятся к технологическому процессу, а не к художественной составляющей;
- профессионально — критические комментарии пишут для автора мастер-класса, чтобы не делал ошибок;
- профессионально — критические комментарии пишут для тех, кто решится что-то сделать по такому мастер-классу;
- удаляя комментарии, автор лишает, в первую очередь, себя получить бесплатную консультацию (подчёркиваю — бесплатную консультацию профессионала), а вот вторую, обрекает повторять свои же ошибки тех, кто будет то-то делать по такому мастер-классу;
- удаляя комментарии, автор ставит под удар свою репутацию — подчищенный, зализанный никакой мастер-класс вызывает лёгкое подозрение — что-то тут не так :)
- недобросовестные мастер-классы плодят тысячи и тысячи неумелых мастеров, которые своими работами дают повод покупателям сказать «фу, поделки».
****************
Хорошо!
Уговорили!
И договорились!
Злобные комментаторы своими хамскими комментариями больше не будут трогать тонкую художественную душу творцов и не будут топтать цветники души творческого человека.
Вам предоставляется почётное право учиться на своих ошибках и тем, кого вы учите чему-то в своих мастер-классах:
- перерыть весь интернет и кучу бестолковых мастер-классов в поисках советов и информации;
- испортить кучу материалов дешёвых, дорогих и очень дорогих;
- посетить недешёвые, хорошенько разрекламированные живые мастер классы, и понять, что вас надули такие же начинающие, как вы, только понапористей;
- выслушать от заказчиков нелицеприятные комментарии по поводу своих изделий, сделанных по неправильной технологии.
С каждым днём количество грабель наработанного опыта будет только увеличиваться!
Вот тогда вы обретёте тот самый Опыт, который и есть самый ценный — Опыт Своих Ошибок!
И вот тогда мы посмотрим, так ли щедро вы будете им делиться в комментариях к другим мастер-классам?
Или, зажав рот рукой, кабы всех секретов не выдать, будете тихонечко молчать или делиться своим опытом на мастер-классах.
****************
Ой! Я ж забыла упомянуть ещё одну особенность мастер-классов на Ярмарке, о которой мало кто всерьёз думает и вспоминает.
Ведь вы же не знаете, кто смотрит и читает наши мастер-классы, да? Статистики никакой на этот счёт не ведётся.
А ведь ваш мастер-класс может почитать-посмотреть и ваш потенциальный покупатель, и один из ваших постоянных покупателей. И что он там увидит? Праааавильно, дядя Фёдор, увидит он неаккуратность, невнимание к деталям, небрежность в работе, пренебрежение всё к тому самому технологическому процессу, резкие ответы на простые, казалось бы вопросы по существу процесса и тю-тю, прощай мечта всех рукодельниц — волшебное сарафанное радио.
А ведь случается и так, что мастер-классы читают представители рукодельных журналов, которые ищут новых авторов для своих журналов.
Есть над чем задуматься, да?
****************
Выводы по итогам размышлений я сделала выше.
Вы можете сделать свои на основе моих размышлений.
****************
Текст полностью авторский, за исключением цитат из словарей :)
При копировании давайте ссылку и указывайте имя автора — Ира Бортник.